1.1. Нормативно-правовые основания разработки программы
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации «Психолого-педагогические основы работы с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» разработана на основе:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 года №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации «Психолого-педагогические основы работы с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» разработана и утверждена Обществом с ограниченной ответственностью «Учебный центр «ПрофЗнание» на основе квалификационных требований, установленных профессиональными стандартами и федеральными государственными образовательными стандартами:
1.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598.
Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 года №35847;
4.   Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1599.
Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 года №35850;
5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 18 октября 2013 года №544н.
Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2013 года №30550;
6. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 года №298н.
Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2018 года №52016;
7. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 24 июля 2015 года №514н.
Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 августа 2015 года №38575. 


1.2. Область применения программы
Настоящая программа предназначена для повышения квалификации работников сферы образования, осуществляющих обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации предназначена для руководителей и специалистов образовательных организаций дошкольного, начального, основного общего, среднего общего, дополнительного образования: воспитателей, учителей, педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов, а также представителей социальных служб и всех сфер деятельности, заинтересованных в создании доступной среды для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. 

1.3. Требования к слушателям (категории слушателей)
К освоению дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации допускаются лица, имеющие и (или) получающие среднее профессиональное и (или) высшее профильное педагогическое образование, без предъявления требований к опыту работы. 

1.4. Цели и планируемые результаты освоения программы
Целью освоения дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации является формирование у слушателей профессиональных знаний, умений и навыков по психолого-педагогическим основам организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Программа направлена на совершенствование следующих профессиональных компетенций:
ПК.1 – Способность индивидуализировать образовательный процесс;
ПК.2 – Способность ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным  индивидуальным особенностям обучающихся;
ПК.3 – Компетентность в методах преподавания;
ПК.4 – Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов).


Программа направлена на освоение (совершенствование) следующих общепрофессиональных компетенций (ОПК) и общих (общекультурных) компетенций (ОК):
ОПК.1 - Способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;
ОПК.2 - Готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса;
ОК.1 - Способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;
ОК.2 - Способность к самоорганизации и самообразованию.


В результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы слушатель должен:
знать:
- основные нормативные документы, касающиеся обучения и воспитания детей с ОВЗ;
- модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
- основы организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ;
- теоретические, методологические и технологические особенности организации инклюзивного образования;
- основы психологии и коррекционной педагогики;
- основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
- виды нарушений в развитии, категории детей с ОВЗ;
- физиологические, психологические, личностные и возрастные особенности развития детей с ОВЗ;
- методы психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием, для детей с различными видами отклонений в развитии;
- особенности построения урока в условиях инклюзивного образования;
- коммуникативные нормы общения с различными участниками коррекционно-образовательного процесса;
- здоровьесберегающие образовательные технологии;
- основные виды документации для работы педагога.


уметь:
- владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
- эмоционально принимать детей с различными типами нарушений в развитии;
- использовать в практике своей работы психологические подходы;
- понимать документацию специалистов (педагогов-психологов, дефектологов, логопедов и т.д.);
- методически правильно использовать различные методы и приёмы коррекционной работы;
- отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, проектировать учебный процесс для совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием;
- создавать коррекционно-развивающую среду в условиях инклюзивного образовательного пространства и использовать ресурсы образовательной организации для развития всех детей;
- разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;
- использовать в своей деятельности дидактический и методический материал, трансформируя его в соответствии со специальными  дидактическими  принципами,  познавательными  и  компенсаторными возможностями и психологическими особенностями школьников, условиями коррекционного учебно-воспитательного процесса;
- видеть отклонения в развитии ребенка, спланировать, организовать и осуществить коррекционную работу на всех этапах обучения;
- владеть подходящими речевыми стратегиями общения с детьми с ограниченными возможностями;
- включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке;
- учитывать темп и возможности коррекционной работы с ребенком, соотнося их с его индивидуальными особенностями и компенсаторными возможностями;
- учитывать  в  учебно-воспитательном  процессе  психологические,  возрастные,  индивидуальные  особенности  детей  с  недостатками развития, а также особенности дефекта и степень его компенсации;
- анализировать  и  давать  психолого-педагогическую  трактовку поведения, поступков, реакций детей в тех или иных педагогических ситуациях;
- выявлять и правильно классифицировать речевые дефекты;
- обосновывать направления и методы работы с детьми с ОВЗ;
- использовать в целях коррекционного воспитания возможности труда, искусства, физической культуры;
- оказывать педагогическую, диагностическую, консультативную помощь детям, их родителям;
- грамотно взаимодействовать со всем субъектами образовательного процесса;
- осуществлять профессиональное самообразование по вопросам совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.


иметь практический опыт:
- применять различные методы психологического и дидактического проектирования образовательного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;
- применять различные методы психологического и дидактического проектирования образовательного процесса для обучения детей с различными видами отклонений (нарушений): с нарушениями интеллекта, слуха, опорно-двигательного аппарата, с речевыми, сенсорными нарушениями;
- применять различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами коррекционно-образовательного процесса, ориентированные на ценностное отношение к детям с ОВЗ и инклюзивному образованию в целом;
- применять адекватные ситуативные способы разрешения возникающих коллизий, умелым образом компенсировать социально-педагогические пробелы ребенка с ограниченными возможностями, подбирать подходящие для каждого субъекта инклюзивного класса тактики взаимодействия. 


1.5. Нормативный срок обучения
Продолжительность обучения определяется дополнительной профессиональной образовательной программой и составляет 108 часов. 

1.6. Форма обучения
Обучение проводится по очной форме обучения, очно-заочной (смешанной) форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий, заочной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий. 

1.7. Форма документа, выдаваемого по результатам освоения программы

Удостоверение о повышении квалификации.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Наименование компонентов программы (модулей) 
1. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования.
2. Понятие нормы и отклонения от нормы в развитии личности. Педагогические характеристики детей с ОВЗ.
3. Особенности профессиональной деятельности педагога, реализующего образование детей с ОВЗ.
4. Особенности профессиональной деятельности педагога, реализующего образование детей с ОВЗ.
5. Психолого-педагогическое сопровождение родителей в воспитании и развитии детей с ОВЗ.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ

ГРАФИК 
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации
"Психолого-педагогические основы работы с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"
Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum